Оценка фонового состояния окружающей среды в границах лицензионных участков.

Стоимость - от 250 тыс. рублей.
Срок оказания услуги 50-365 дней (для одного объекта).

Кому необходима разработка?
Целевым назначением работ является организация эффективной системы локального экологического мониторинга для предприятий осуществляющих свою хозяйственную деятельность, позволяющего контролировать состояние окружающей среды в пределах лицензионных участков, получение необходимой информации для обеспечения рационального и экологически безопасного природопользования, выполнения прогноза активизации, возникновения и развития негативных процессов и явлений.

На основании чего происходит разработка?
  • Временные требования к геологическому изучению и прогнозированию воздействия разведки и разработки МПИ на окружающую среду»;
  • «Методические указания к экологическому обоснованию проектов разведочных кондиций на минеральное сырье», МПР РФ, 1995 г.;
  • «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», МПР 1995г.;
Региональные и ведомственные нормативные документы:
  • «Требования к оценке фонового состояния территорий лицензионных участков месторождений нефти и газа ЯНАО»;
  • «Основные требования к исследованиям естественной (фоновой) загрязненности территории лицензированных участков месторождений нефти и газа ХМАО»;
Постановление Правительства ХМАО-Югры от 29.07.2003 г. № 302-п «Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользованиями недрами с целью добычи нефти и газа на территории ХМАО-Югры» (для объектов ХМАО-Югры).
Данная услуга включает в себя следующие обязательные этапы:
Обоснование для проведения работ:
Выполнение условий лицензионных соглашений на право пользования недрами, осуществляется до начала разработки месторождения полезных ископаемых.

Основная цель работ:
Получение объективной информации об экологическом состоянии компонентов природной среды и экосистем в целом до начала деятельности недропользователя на лицензионном участке (нулевой этап экомониторинга).

Решаемые задачи:
  • Сбор исходной информации о природно-экологическом потенциале территории;
  • Определение фоновых концентраций загрязняющих веществ; оценка природного геохимического фона различных сред в пределах модельных (ключевых) участков;
  • Оценка биологических ресурсов для последующего определения сумм компенсационных платежей;
  • Начало формирования банка базовых характеристик, для создания сети экологического мониторинга, с активным использованием данных дистанционного зондирования земли;
  • Выявление зон особой чувствительности территории к предполагаемым воздействиям.

Разработка, согласование и реализация программ мониторинга месторождений полезных ископаемых

  • Документы, регламентирующие состав и содержание работ: «Требования к мониторингу месторождений твердых полезных ископаемых», М., МПР РФ, 2000, ведомственные и региональные нормативы и регламенты.
  • Объекты мониторинга и контроля:
  • Лицензионные участки геологоразведочных работ
  • Месторождения рудных полезных ископаемых
  • Месторождения общераспространённых полезных ископаемых

Основные цели проведения работ:

  • Осуществление контроля соблюдения природоохранного законодательства в период геологоразведочных работ.
  • Наблюдение за состоянием (физическим, геохимическим) компонентов природной среды, а также биоты в пределах участка собственно месторождения и зоны косвенного влияния путем сбора измерительных данных, интегрированной обработки и анализа информации.

Экологический мониторинг (входит в состав оценки фонового состояния)

Проводится с целью получения достоверной информации о состоянии компонентов окружающей среды на контролируемой территории, последующей оценки изменений состояния природной среды и прогнозирования последствий этих изменений при строительстве.

Основные задачи проведения работ:
  • оценка текущего состояния геологической среды на месторождении, включая зону существенного влияния его эксплуатации, а также связанных с ним других компонентов окружающей природной среды, и соответствие этого состояния требованиям нормативов, стандартов и условий лицензий на пользование недрами для геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых;
  • оценка потенциальной радоноопасности территории и токсичности грунтов;
  • качественный и количественный инструментальный контроль экологического состояния отдельных компонентов природной среды и экосистем в целом;
  • контроль источников загрязнения атмосферы на месторождениях полезных ископаемых;
  • разработка рекомендаций для принятия решений по снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в процессе выполнения строительных работ;
  • оценка антропогенной нарушенности ландшафта, уровня загрязнений и физических воздействий;
  • составление текущих, оперативных и долгосрочных прогнозов изменения состояния геологической среды на месторождении и в зоне существенного влияния его отработки;
  • агрохимический анализ почв и оценка агрохимических условий;
  • экономическая оценка ущерба с определением затрат на предупреждение отрицательного воздействия разработки месторождения на окружающую природную среду (осуществление природоохранных мероприятий и компенсационных выплат).

Объекты исследования:

  1. Компоненты природной среды:
  2. Растительный покров;
  3. Почвы и грунты;
  4. Поверхностные воды, донные отложения;
  5. Подземные воды;
  6. Атмосферный воздух;
  7. Радиационно-экологическая составляющая;
  8. Выбросы загрязняющих веществ.
  9. Природно-антропогенные ландшафты, включающие техногенные объекты и зоны их воздействия на участках геологоразведочных и горнодобывающих работ объектов.
  10. Источники антропогенной нагрузки стационарные
Штрафы, предусмотренные за нарушение Законодательства, отсутствия документации.
В соответствии с КоАП

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 06.06.2019 N 135-ФЗ) влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

1. Осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с нарушением обязательных требований - (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ) влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей;
  • на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Осуществление работ в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы с нарушением обязательных требований - (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ) влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)